Как наносится принт на футболки методом шелкографии
Шелкография — это прямая трафаретная печать, предназначенная для оптового нанесения надписей, логотипов или более сложных принтов на различные плоские поверхности. В том числе для нанесения на футболки, толстовки, спортивные брюки, майки, ветровки, зонты, шопперы и прочие изделия из ткани или трикотажа.
Шелкографию, как способ печати по ткани, отличает высокая износостойкость, низкая стоимость при оптовых партиях и точность цветопередачи.
Возникновение шелкографии, как метода трафаретной печати
Считается, что шелкография, как метод печати зародился в Китае. Именно там, на родине шёлка, впервые придумали использовать шёлковые нити для создания сетчатых трафаретов, с помощью которых стали делать одинаковые (однотипные) принты на ровную поверхность, в том числе и на ткань.
Своё современное название «шелкография» этот способ печати получил в 1907 году после регистрации патента под названием «silk screen printing», в переводе на русский язык- печать шёлковым ситом.
В середине 20-го века шелкография стала применяться уже в промышленных масштабах. Сначала делали простейшее одноцветное нанесение на джутовых мешках. Затем технология стала всё более усложняться, придумали станки для многоцветной печати (карусели), начали печатать цветные рисунки на одежду, бумагу, пластик, дерево, кожу и многие другие материалы промышленным способом в гигантских объёмах. Сегодня даже микросхемы делают именно так.
В 21-м веке шелкография очень широко применяется не только в лёгкой промышленности, полиграфии, промышленном дизайне и других областях, но и в искусстве. Благодаря высокой пластичности и широкому спектру возможностей шелкографию стали использовать как вид авторской печати, так называемой «графике – эстампе». К этому методу обращались в своём творчестве такие известные мастера как: Гарри Готлив, Ричард Гамильтон, Энди Уорхл, Такесада Матсутани, Тимур Новиков, Вилли Баумстейенр и другие.
Как делается печать на футболках методом шелкографии. Производство
Этап 1. Подготовка рисунка для печати на футболках.
После создания исходного, качественного рисунка – «макета» (как правильно подготовить макет для шелкографии по ткани читайте в нашей статье «советы дизайнерам») специалист по предпечатной подготовке (пре-пресс дизайнер) делает цветоделение, разбивая изображение на составные части (цвета)- векторные или растровые.
Пример 1. Цветоделение для нанесения логотипа на футболки методом шелкографии.
Этап 2 . Фото вывод.
Далее, на специальном оборудовании для фотовывода, на каждый отдельный цвет выводится плотная прозрачная плёнка, на которую 100% не просвечивающим чёрным цветом, с микронной точностью нанесён макет (рисунок).
Пример 2. Плёнка с макетом для экспонирования (переноса) на печатную форму.
Этап 3. Изготовление печатных форм.
Основой для печатной формы является алюминиевая рама с натянутой на неё специальной полиамидной мелкоячеистой сеткой. При помощи специального желоба-кюветы на неё наносится тонкий слой жидкой фотоэмульсии, которая затвердевает при попадании на неё яркого света.
Далее, на экспонирующем оборудовании, через прозрачную плёнку с непрозрачным изображением на ней (смотрите пункт 2) пропускается интенсивное свечение, которое полимеризует (отвердевает) тонкий слой эмульсии, оставляя её водорастворимой там, где свет не проходил.
Затем печатную форму под давлением промывают водой, и сушат. В результате получается трафарет, с незаполненными эмульсией ячейками там, где свет не попадал на матрицу и полностью заполненными там, где попадал. Теперь печатная форма готова к применению.
Пример 3. Печатная форма (трафарет) для нанесения принта на футболки.
Этап 4. Печать логотипов на футболки.
Печатные матрицы устанавливаются на печатный станок. Количество печатных трафаретов чаще всего соответствует количеству цветов в макете. При помощи специальных «микроприводок», имеющихся на каждом профессиональном оборудовании для печати по ткани, настраивается идеальное совмещение всех цветов рисунка между собой.
Печатник подбирает ракель, представляющую собой толстую резиновую планку с алюминиевым держателем; выкладывает на матрицу заранее подготовленную краску, замешанную под определённый номер цвета в пантоне (так называется международный реестр цветов), и начинается сам процесс печати- нанесение краски через пустые ячейки в сетке непосредственно на ткань.
Этап 5. Сушка.
Для печати на футболках применяют пластичные, полужидкие краски, которые высыхают только при достаточно высоких температурах. Поэтому профессиональные печатники логотипов на футболки и другой текстиль используют специальные туннельные конвейерные сушильные камеры (печи), где краска полимеризуется (затвердевает высыхая) под воздействием температуры и ИК-излучения в течение нескольких минут.
Пример 4. Как печатаются футболки на профессиональном оборудовании и как закрепляется краска в туннельной камере.
После высушивания рисунка в туннельной печи, футболки можно сразу одевать и носить. Краска не будет трескаться, пачкаться или осыпаться. При технологически правильно выполненной и просушенной печати шелкография держится на футболках несколько лет, легко перенося сотни стирок.
Достоинства и недостатки шелкографии, как способа нанесения логотипов на футболки
Достоинства
1. Износостойкость.
Как было сказано выше, качественно выполненное нанесение методом шелкографии очень долговечно. Краска, проникая внутрь структуры волокна, высыхая, остаётся в ней навечно.
2. Дешевизна.
При увеличении количества оттисков от 100 штук и более стоимость нанесения становится крайне привлекательной. Это связано с тем, что перенесённая на печать стоимость длительного и достаточно дорогого подготовительного процесса снижается пропорционально увеличению объёма тиража, а непосредственно сам процесс печати и краска относительно не дорогие.
3. Цветопередача.
Возможность точной и абсолютной идентичности цветопередачи векторных изображений на всех изделиях одной партии в любом количестве достигается в результате того, что краски смешиваются под заданный цвет (номер пантона по шелкографической шкале цветов) в ручном режиме заранее и на всю партию, что позволяет легко контролировать правильность подготовленных цветов.
4. Широкий спектр возможностей.
Более 7000 цветов и оттенков; металлизированные краски -серебро, медь, золото и их оттенки; разноцветные глиттеры, перламутры. Возможность реализации растровых полноцветных изображений. Различные спец. эффекты: 3D печать, ультра гель, флуоресцентные цвета и т.д. а также комбинирование в одном макете стандартной печати с разными спец. эффектами или металликами, позволяют получить фантастические по красоте принты. (Примеры нанесения принтов на футболки, толстовки и другие тканевые изделия можно посмотреть здесь)
Недостатки
1. Сроки.
Поскольку подготовительный процесс достаточно сложный, произвести нанесение на футболки методом шелкографии за несколько минут не возможно. Грамотное цветоделение, технически точная подготовка печатных форм, подготовка краски, настройка печатного станка занимает от нескольких часов до нескольких дней. Сам процесс печати может быть как не трудоемким (простые макеты в 1 цвет), так и очень сложным (полноцветные рисунки с включением спецэффектов) в связи с этим, срок производства может варьироваться от одного дня до нескольких недель.
2. Дороговизна при изготовлении единичных экземпляров.
Длительный подготовительный процесс, требующий участия высококвалифицированных специалистов и профессионального оборудования, делает подготовку к печати очень дорогостоящей, вследствие чего, выполнять печать методом шелкографии единичные экземпляры слишком дорого.
Вывод:
Шелкография по ткани при печати на футболках, толстовках или других изделиях на заказ оптимальна для опта- недорого, качественно и красиво!
Если у Вас ещё остались вопросы наши менеджеры с удовольствием Вас проконсультируют. Вы также можете заказать печать на футболках или других тканевых изделиях в нашей типографии. Форма для расчета стоимости шелкографии по ткани тут.